традиции
ВЕШНЯКИ
Традиции художественного ремесла

Усадьбу Кусково можно с полным правом назвать средоточием традиций русского
фарфора, хотя здесь не было известных фабрик. Однако богатейшая музейная
коллекция фарфора, керамики, а также стекла вдохновляет и современных
мастеров. В коллекции – более 40 000 экспонатов: от образцов искусства
Древнего Рима и Греции до прихотливых предметов из Китая и Японии. От
венецианского и богемского стекла и фарфора эпохи Возрождения до уникального
наполеоновского сервиза, запечатлевшего египетскую тему. Русское собрание
самое богатое: от произведений изобретателя отечественного фарфора, Д.
Виноградова, творившего в середине XVIII века, до советского агитационного
фарфора 20-30-х годов. Радуют глаз и современные предметы, выпущенные
заводами Ленинградским, Дмитровским, Дулевским, "Красный гигант", Дятьково
и многими другими. И в самой усадьбе Кусково, непосредственно в лаборатории
при Государственном музее керамики, в 1928-30 годах создавались очень
интересные предметы, экспозиция которых тоже стоит особого внимания.


Традиции зодчества

Парадоксально, казалось бы, ставить в один архитектурный ряд
величественную усадьбу Кусково и жилые кварталы, возводившиеся в пору,
когда Вешняки вошли в состав Москвы. Однако это вполне правомочно, ведь у
них была одна общая важная черта: особая эстетика и «масштабная новизна»,
ныне определяемая модным словом «инновации». Усадьба Кусково,
создававшаяся в середине XVIII века, – первый в Москве столь грандиозный
архитектурный комплекс в стиле европейского классицизма. Помимо дворца и
других построек, здесь была своя инфраструктура, своя гидросистема. На
большой площади под руководством известного московского архитектора Карла
Бланка производились очень обширные работы… Его эстафету и подхватил в
60-ые годы советский зодчий, которого вполне можно назвать «человеком эпохи
Возрождения», – архитектор, художник, писатель Виктор Владимирович
Лебедев. Он активно участвовал в планировке района и создании памятных
знаков. В районе тогда впервые появились необычные, изогнутые и
волнообразные жилые дома, что позволило создать эффектные и очень удобные
объемно-пространственные композиции и при этом сохранить старые деревья и
зеленые лужайки. В наши дни новые жилищные комплексы также отражают самые
современные тенденции зодчества.


Традиции рекреационные

Граф Пётр Борисович Шереметев, создав свою роскошную усадьбу Кусково, одно
из «чудес российского света», и будучи для всех богатых людей примером
щедрого, хлебосольного человека, заложил важную традицию: он открыл свое
имение для всеобщей радости москвичей, для открытого посещения. На
специальном столбе была установлена табличка с надписью: «веселиться как
кому угодно в доме и в саду»… То есть – отдыхать в благоустроенной и в
эстетическом плане образцовой «рекреационной зоне». Во время праздников
число гуляющих посетителей здесь можно было насчитать до 50 000 человек, а
2000 приглашалось по специальным билетам на разные представления. По
счастью, этот «музейно-рекреационный» статус усадьбы был подхвачен вскоре
после революции 1917 года, несмотря на один из главных тогдашних лозунгов
«Мир – хижинам, война – дворцам». Благодаря этому, красота и величие усадьбы
остались почти неприкосновенными. И поныне, хотя «веселиться как угодно» в
усадьбе не поощряется, она остается одной из главных достопримечательностей
Москвы – в познавательном, эстетическом и рекреационном планах. А по
соседству с усадьбой, у Большого Графского пруда, в наши дни создан скромный,
но очень красивый парк «Радуга» – с молодыми березами, елями и большим
выбором игровых и спортивных площадок.